Комментарий Верховного Суда Донецкой Народной Республики к докладу Управления Верховного комиссара ООН по правам человека о ситуации с правами человека в Украине

Пресс-служба Верховного Суда предлагает Вашему вниманию комментарий Верховного Суда Донецкой Народной Республики к докладу Управления Верховного комиссара ООН по правам человека о ситуации с правами человека в Украине, за период с 16 мая по 15 августа 2016 года. Задержка с размещением данного материала связана с большой нагрузкой сотрудников сектора международного сотрудничества Верховного Суда Донецкой Народной Республики.

 

Комментарий к Докладу Управления Верховного комиссара ООН по правам человека «О соблюдении прав человека в Украине»

         15 сентября 2016 года Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) представило очередной «Доклад о ситуации с правами человека в Украине, 16 мая – 15 августа 2016 года» (далее – Доклад).

В документе собраны факты законодательных изменений в Украине, а также отмечены проблемы в соблюдении прав на жизнь, свободу, безопасность, личную неприкосновенность и отправление правосудия граждан, проживающих как в Украине, так и на неподконтрольных ей территориях.

Особый интерес представляет раздел «Параллельные структуры на территориях, контролируемых вооружёнными группами» в части касающейся деятельности судебной системы в ДНР. В нём, как и в предыдущем Докладе, констатируется, что в «Донецкой народной республике» и «Луганской народной республике» продолжают создаваться и функционировать параллельные структуры власти, в том числе «суды». УВКПЧ в очередной раз подчёркивает, что такие структуры не имеют правового статуса в соответствии с законодательством Украины и противоречат духу Минских соглашений».

Необходимо отметить, что в процитированном выше разделе не учитывается следующее: согласно статьи 10 Всеобщей декларации человека, принятой резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года, каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом. Следовательно, руководство ДНР, приняв решение о создании судебной системы Республики, признаёт и соблюдает права человека, на подконтрольной ей территории – в отличии от Украины, в которой 12 августа 2014 года был принят закон № 1632-VII «Об осуществлении правосудия и уголовного производства в связи с проведением антитеррористической операции», лишивший людей, проживающих в зоне конфликта, возможности обращаться в суд, для защиты своих прав. Более того, Минскими соглашениями предусмотрено право республиканских органов назначать глав органов прокуратуры и судов в Донецкой Народной Республике.

В Докладе отмечается, что «Против всех лиц, задержанных в связи с конфликтом, ведутся «уголовные расследования» за совершения преступлений против «Донецкой народной республики». Ссылаясь на принципы и нормы международного права, гарантированные «Конституцией Донецкой народной республики», «Председатель Верховного Суда ДНР» выразил мнение, что этот конфликт, являясь конфликтом немеждународного характера, не предполагает статуса «военнопленного» для лиц, принимавших непосредственное участие в боевых действиях. По его словам, в таких обстоятельствах ничто не мешает «привлекать к ответственности» лиц за их участие в боевых действиях ».

Из этого следует игнорирование со стороны УВКПЧ следующего: несмотря на голословные заявления украинских властей, факт присутствия на территории ДНР и ЛНР иностранных вооружённых сил никем не доказан, вооружённый конфликт на Донбассе носит внутренний характер. Необходимо отметить, что согласно III Женевской конвенции 1949 года статусом военнопленного обладает любой комбатант, попавший во власть неприятельского государства, а также некомбатанты, входящие в состав вооружённых формирований. Более того, за совершение международных преступлений (но не за участие в боевых действиях) военнопленный может быть подвергнут уголовному преследованию. Необходимо также подчеркнуть, что наёмники и шпионы вообще не имеют права на статус комбатанта, а значит и военнопленного.

Также в докладе не учитывается, что Украина является агрессором, оккупировавшим значительные части территорий Донецкой и Луганской Народных Республик, применяет силу против гражданского населения вопреки положениям ч. 4 ст. 17 своей конституции, которая гласит, что «Вооружённые Силы Украины и иные воинские формирования никем не могут быть использованы для ограничения прав и свобод граждан» и ч. 7 ст. 1 закона Украины «О вооружённых силах Украины», в которой предусмотрено, что «Никакие чрезвычайные обстоятельства, приказы или распоряжения командиров и начальников не могут быть основанием для каких-либо незаконных действий в отношении гражданского населения, его имущества, а также окружающей среды». При этом ч. 2 ст. 60 конституции Украины и ч. 8 ст. 1 закона Украины «О вооружённых силах» предусмотрена ответственность за отдачу и исполнение явно преступного распоряжения или приказа. Кроме того уголовным законодательством большинства стран (включая Украину) предусмотрена уголовная ответственность за совершение военных преступлений.

Поэтому, учитывая отсутствие иностранных вооружённых сил на Донбассе, и каких бы то ни было доказательств террористической деятельности со стороны Донецкой Народной Республики, проведение так называемой АТО является антиконституционным. Поэтому и украинские военнослужащие, и иностранные граждане, принимающие участие в конфликте на стороне Украины, не являются военнопленными. Следовательно, отсутствуют какие-либо препятствия для привлечения лиц указанных категорий к ответственности за совершённые ими противоправные действия.

УВКПЧ также подчёркивает, что судебные структуры функционируют произвольным образом, т.к. отсутствует механизм, «позволяющий жертвам этой системы получить защиту и возместить ущерб», что он регулярно получает жалобы от родственников лиц, которых «обвиняют» в преступлениях, совершённых до начала вооружённого конфликта. Однако в худших традициях последнего времени, доказательства этого тезиса не приводятся.

При этом в докладе не учитывается, что в Донецкой Народной Республике судопроизводство осуществляется на основании Конституции Донецкой Народной Республики, нормами Уголовного процессуального кодекса, Гражданского процессуального кодекса, Хозяйственного процессуального кодекса, Кодекса об административных правонарушениях Украины, действующих в части, не противоречащей законодательству Донецкой Народной Республики.

Лица, привлекающиеся к уголовной ответственности, вправе пользоваться, и пользуются услугами защитников. В гражданском и арбитражном судопроизводстве истцы и ответчики вправе участвовать лично или через своих представителей.

Судебные решения могут быть обжалованы в кассационном или надзорном порядке. Сведения о работе судебной системы регулярно публикуются на официальном сайте Верховного Суда Донецкой Народной Республики и в СМИ.

В отношении жалоб, поступающих в Управление Верховного комиссара ООН по правам человека от родственников «жертв» Донецкой Народной Республики и родственников лиц обвиняемых в преступлениях, совершённых до начала вооружённого конфликта, Верховный Суд Донецкой Народной Республики лишён возможности объективно оценивать обоснованность выдвигаемых жалобщиками претензий, так как соответствующие жалобы не направляются на адрес Верховного Суда Донецкой Народной Республики.

Вопросы возбуждения уголовных дел к компетенции Верховного Суда Донецкой Народной Республики не относятся.