Информация о порядке направления обращений в адрес Верховного Суда Донецкой Народной Республики, требованиях, предъявляемых к обращениям, и процедуре их рассмотрения

Механизм непосредственной реализации основных прав и свобод человека и гражданина представляет собой комплекс правовых средств, а также самостоятельных действий личности по реализации своих прав и свобод с целью их более полного и эффективного использования. Его структурными элементами являются: правовые нормы; деятельность субъекта права по осуществлению своего права, а также деятельность обязанных субъектов по содействию в реализации права; охрана и защита прав личности, включая самозащиту, процедуры и гарантии.

Закреплённое в статье 26 Конституции  Донецкой Народной Республики право на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления  занимает важнейшее место в системе основных прав и свобод человека и гражданина. Это объясняется тем, что указанное право служит, с одной стороны, способом доведения до власти интересов и потребностей народа, а также способом участия в управлении делами государства, а с другой - средством защиты прав и свобод человека и гражданина.

 Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Донецкой Народной Республики закреплённого за ним Конституцией Донецкой Народной Республики  права на обращение в государственные органы,  органы местного самоуправления, средства массовой информации, в учреждения и организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам – регулируются Законом Донецкой Народной Республики «Об обращениях граждан». Вышеуказанным законом устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан указанными органами и должностными лицами.

 

1. Порядок подачи обращений в Верховный Суд Донецкой Народной Республики

 

            Разделом 2  Закона Донецкой Народной Республики «Об обращениях граждан» определён порядок подачи и рассмотрения обращений граждан.

Согласно ст. 8 названного Закона обращение может быть устным (изложенным гражданином и записанным должностным лицом на личном приёме) или письменным, направленным по почте или переданным гражданином в соответствующий орган или через законного представителя. Обращения адресуются непосредственно государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращениях.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию указанных органов или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется.

Если в соответствии с данным запретом невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которого относится решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение или действие (бездействие) в судебном порядке.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

Если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершённом противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

 

Кроме того, граждане Донецкой Народной Республики могут обращаться в Верховный Суд Донецкой Народной Республики посредством электронной почты или заполнения электронной формы обращения, размещённой на сайте Верховного Суда Донецкой Народной Республики. Данные электронные обращения будут рассмотрены должностными лицами Верховного Суда Донецкой Народной Республики в соответствии с  Положением об электронных обращениях от граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, поступающих на электронные адреса Верховного Суда, Судебного департамента при Верховном Суде, судов общей юрисдикции, специализированных судов Донецкой Народной Республики, утверждённым приказом Председателя Верховного Суда от 24.06.2016 №146-од (далее –Положение).

Согласно данному Положению электронные обращения, поступившие на электронную почту Верховного Суда, Судебного департамента при Верховном Суде, судов общей юрисдикции, специализированных судов Донецкой Народной Республики, должны иметь следующие  реквизиты:

– наименование и (или) адрес электронной почты Верховного Суда, Судебного департамента при Верховном Суде, суда общей юрисдикции, специализированного суда Донецкой Народной Республики либо должность лица, которому направляется электронное обращение;

– фамилию, имя, отчество (при наличии) гражданина, наименование организации (юридического лица), общественного объединения, органа государственной власти или органа местного самоуправления, фамилию, имя, отчество должностного лица, которое отправляет обращение, почтовый и (или) электронный адрес (e-mail), по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;

– изложение сути обращения;

– дату обращения.

         Электронные обращения, оформленные без соблюдения этих требований, возвращаются гражданину с соответствующими разъяснениями.

 

Адреса электронной почты Верховного Суда Донецкой Народной Республики:

– судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Донецкой Народной Республики: inbox.gr@supcourt-dpr.su;    

– судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Донецкой Народной Республики: inbox.ug@supcourt-dpr.su;    

– Военный Трибунал на правах палаты Верховного Суда Донецкой Народной Республики:   inbox.vt@supcourt-dpr.su;  

– судебная коллегия по арбитражным делам Верховного Суда Донецкой Народной Республики:  inbox.arb@supcourt-dpr.su.

 

Кроме того, в целях реализации антикоррупционной политики, взаимодействия с населением, оперативного принятия мер по предупреждению коррупционных проявлений, совершенствования организации работы и повышения эффективности судебной деятельности приказом Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 28.04.2016  № 96-од  утверждено Положение о порядке работы «телефона доверия», «почты доверия», «ящика доверия» в Верховном Суде Донецкой Народной Республики (далее – Положение 1).

В соответствии с данным Положением 1 граждане Донецкой Народной Республики могут обращаться в Верховный Суд Донецкой Народной Республики на «телефон доверия», «почту доверия», «ящик доверия».

Приём поступивших на «телефон доверия» устных обращений граждан и представителей организаций осуществляется на телефонный номер +7(856) 305-60-83.

Приём устных обращений на «телефон доверия» осуществляется круглосуточно в автоматическом режиме с аудиозаписью сообщений (в режиме автоответчика).

Приём электронных письменных обращений на «почту доверия» осуществляется на официальный сайт Верховного Суда Донецкой Народной Республики. Сообщения поступают на электронный адрес: sos@supcourt-dpr.su.

Приём поступающих на «ящик доверия» письменных обращений осуществляется через почтовые ящики с надписью «Ящик доверия», размещённые в административных зданиях Верховного Суда, Судебного департамента при Верховном Суде, судах общей юрисдикции, специализированных судах Донецкой Народной Республики.

 

Также в Верховном Суде Донецкой Народной Республики утверждены графики приёма граждан должностными лицами в Верховном Суде и Судебном департаменте при Верховном Суде Донецкой Народной Республики.

График личного приёма граждан Председателем Верховного Суда Донецкой Народной Республики и его заместителями размещён на официальном сайте Верховного Суда Донецкой Народной Республики (https://supcourt-dpr.su) в разделе «Информация».

График личного приёма граждан руководством Судебного департамента размещён на официальном сайте Верховного Суда Донецкой Народной Республики (https://supcourt-dpr.su) в разделе «Информация». 

Так, заместитель руководителя Судебного департамента при Верховном Суде Донецкой Народной Республики проводит личный приём граждан в здании Судебного департамента при Верховном Суде Донецкой Народной Республики каждую 2-ю среду месяца с 10:00 до 13:00 по вопросам организация работы Судебного департамента, судов общей юрисдикции, специализированных судов, жалобы на действия (бездействие) работников аппарата Судебного департамента.

Заместитель руководителя Судебного департамента – начальник Управления физической защиты Судебного департамента при Верховном Суде Донецкой Народной Республики проводит личный приём граждан в здании Судебного департамента при Верховном Суде Донецкой Народной Республики каждую 1-ю среду месяца с 10:00 до 13:00 по вопросам организационной деятельности Управления физической защиты Судебного департамента при Верховном Суде Донецкой Народной Республики.

Начальник Управления обеспечения деятельности судебных палат Судебного департамента при Верховном Суде Донецкой Народной Республики проводит личный приём граждан в здании судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Донецкой Народной Республики каждую среду с 10:00 до 13:00 по вопросам организации работы секретарей судебного заседания, помощников судей судебных коллегий Верховного Суда Донецкой Народной Республики.

Начальник Управления документационного оборота и архивного дела Судебного департамента при Верховном Суде Донецкой Народной Республики проводит личный приём граждан в здании судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Донецкой Народной Республики каждый четверг с 10:00 до 13:00 по вопросам организация работы структурных подразделений Управления документационного оборота и архивного дела.

 

2. Требования, предъявляемые к письменным обращениям

 

В соответствии с требованиями ст. 10 Закона Донецкой Народной Республики «Об обращениях граждан» обращения излагаются на русском или украинском языке.

Письменные обращения граждан должны содержать:

1) наименование и (или) адрес государственного органа, органа местного самоуправления либо должность лица, которому направляется обращение;

2) фамилию, имя, отчество (при наличии) гражданина, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;

3) изложение сути обращения;

4) дату и личную подпись гражданина (граждан).

Обращение, оформленное без соблюдения этих требований, возвращается гражданину с соответствующими разъяснениями не позднее чем через десять дней со дня его поступления.

Текст обращения должен поддаваться прочтению. Рукописные обращения должны быть написаны чётким, разборчивым почерком. Не допускается употребление в обращениях нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.

К письменным обращениям, подаваемым представителями граждан, прилагаются документы, подтверждающие их полномочия.

В обращениях должна содержаться информация о результатах их предыдущего рассмотрения с приложением (при наличии) документов, подтверждающих эту информацию.

 

При реализации права на обращение граждане обязаны:

1) соблюдать требования Закона Донецкой Народной Республики «Об обращениях граждан»;

2) не допускать употребления нецензурных либо оскорбительных слов или выражений;

3) своевременно информировать государственный орган, орган местного самоуправления и должностное лицо об изменении почтового адреса, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения.

 

3. Сроки рассмотрения обращений граждан

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение тридцати календарных дней со дня регистрации письменного обращения, а те, которые не требуют дополнительного изучения, – безотлагательно, но не позднее пятнадцати календарных дней со дня их получения.

В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. При этом общий срок решения вопросов, затронутых в обращении, не может превышать сорока пяти календарных дней. По обоснованному письменному требованию гражданина срок рассмотрения обращения может быть сокращен.

 

4. Рассмотрение обращений по существу

 

Письменные обращения считаются рассмотренными по существу, если решены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов граждан и им направлены письменные ответы.

Письменные ответы могут не направляться гражданам, если для решения изложенных в обращениях вопросов совершены определенные действия (выполнены работы, оказаны услуги) в присутствии граждан. Результаты рассмотрения указанных обращений по существу оформляются посредством совершения гражданами соответствующих записей на обращениях либо в книге замечаний и предложений, заверяемых подписями граждан, или составления отдельного документа, подтверждающего совершение этих действий (выполнение работ, оказание услуг).

Устные обращения считаются рассмотренными по существу в той мере, в которой решены изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов граждан и ответы объявлены гражданам в ходе личного приёма, на котором изложены устные обращения. Не рассмотренные при устном обращении вопросы рассматриваются в общем порядке.

При отсутствии в обращениях каких-либо рекомендаций, требований, ходатайств, сообщений о нарушении актов законодательства, недостатках в работе организаций либо при наличии в них только благодарности такие обращения принимаются к сведению и ответы на них не направляются.

 

5. Оставление обращений без рассмотрения по существу

 

Письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:

1) обращения не соответствуют требованиям, установленным ст. 10 Закона Донецкой Народной Республики «Об обращениях граждан»;

2) обращения подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики в судебном порядке;

3) пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы;

4) гражданином подано повторное обращение, в том числе внесенное в книгу замечаний и предложений, если оно уже было рассмотрено по существу и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу;

5) с гражданином прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам.

Решение об оставлении письменного обращения без рассмотрения по существу принимает руководитель соответствующего органа, куда поступило обращение, или уполномоченное им должностное лицо.

Устные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:

1) не предъявлены документы, удостоверяющие личность граждан, их представителей, а также документы, подтверждающие полномочия представителей граждан;

2) обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции государственного органа, местного самоуправления, в котором проводится личный прием;

3) гражданину в ходе личного приёма уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы либо переписка с этим гражданином по таким вопросам была прекращена;

4) гражданин в ходе личного приёма допускает употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.

Решение об оставлении устного обращения, изложенного в ходе личного приёма, без рассмотрения по существу объявляется гражданину в ходе этого приёма должностным лицом, проводящим личный приём, с указанием причин принятия такого решения.