Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» № 1364-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «определение принципов государственной политики и регулирования отношений в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Донецкой Народной Республики».

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

Проведенный анализ законопроекта показал, что в целом его положения основаны на соответствующих предписаниях Федерального закона Российской Федерации от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (далее – ФЗ № 26), что соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

Абзацем вторым преамбулы законопроекта предусмотрено, что «Настоящий Закон определяет принципы государственной политики и регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Донецкой Народной Республики».

В то же время в законопроекте не закреплены принципы государственной политики.

Кроме того, положения об изучении природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Донецкой Народной Республики упоминаются исключительно в полномочиях Правительства Донецкой Народной Республики в части международного сотрудничества.

Отдельно необходимо отметить, что положения, изложенные в абзаце втором преамбулы законопроекта, не присуще и для российского законодателя.

С учетом изложенного предлагаем абзац второй преамбулы законопроекта исключить.

Частью 3 статьи 17 законопроекта предусмотрено, что «по соглашению сторон экономические споры между организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами-предпринимателями могут решаться в соответствии с законодательством».

Анализ вышеуказанной структурной единицы не позволяет прийти к выводу о том, в каком порядке будут разрешаться сторон экономические споры между организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами-предпринимателями.

Необходимо отметить, что в Российской Федерации указанные экономические споры разрешаются третейскими судами, однако в Донецкой Народной Республике они не входят в судебную систему Донецкой Народной Республики и, как следствие, отсутствуют.

В связи с этим часть 3 статьи 17 законопроекта нуждается в доработке.

В соответствии со статьей 21 законопроекта «если международным договором Донецкой Народной Республики в сфере рационального использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора».

В указанной структурной единице законопроекта в отличие ФЗ № 26 (статья 21) не предусмотрено, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Донецкой Народной Республики в их истолковании, противоречащем Конституции Донецкой Народной Республики, не подлежат исполнению в Донецкой Народной Республике.

Таким образом, предлагаем статью 21 законопроекта дополнить вышеуказанными предписаниями.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учетом указанных замечаний и предложений.