Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» № 1350-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской целью законопроекта является усовершенствование действующего законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность в сфере сельского хозяйства.

Положения законопроекта в целом основаны на положениях Федерального закона Российской Федерации от 06.12.2021 № 407-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона Российской Федерации от 02.07.2021 № 299-ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 299-ФЗ).

Вместе с тем законопроект содержит ряд отличий от вышеуказанных законов Российской Федерации, в связи с чем необходимо акцентировать внимание на следующем.

Так, законопроектом вносятся изменения в Закон Донецкой Народной Республики от 11.09.2020 № 191-IIHC «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон № 191-IIHC), однако не учтена необходимость внесения изменений в Земельный кодекс Донецкой Народной Республики (далее – ЗК ДНР).

Так, статьей 1 Закона № 299-ФЗ предусмотрено дополнение части 2 статьи 77 «Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения» Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) словами «, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности».

Необходимость внесения таких изменений в ЗК РФ связана с тем, что он является основным в сфере использования и охраны земель.

В свою очередь, статьей 138 ЗК ДНР также урегулирован вопрос о том, что входит в состав земель сельскохозяйственного назначения. В частности, частью 2 статьи 138 ЗК ДНР не установлено, что в состав земель сельскохозяйственного назначения входят жилые дома, используемые фермерскими хозяйствами для осуществления своей деятельности.

Соответственно, внесение изменений, предложенных законопроектом без внесения изменений в ЗК ДНР, приведет к тому, что положения Закона № 191-IIHC будут противоречить положениям ЗК ДНР.

В связи с этим предлагаем доработать законопроект в указанной части.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учетом указанного замечания.